Вторник, 19.03.2024, 11:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБДОУ "Детский сад №18 "Журавушка"

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Роль родителей в развитии речи детей.

Роль родителей в развитии речи детей.

 

В семье появился малыш. Всем родителям хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

На что же следует обращать внимание при организации домашних занятий? Как правильно помочь ребёнку? Что зависит от Вас, родителей?

Родители должны беречь ещё не окрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду; приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Чтобы этого избежать, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Ему принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, правильным и своевременным усвоением звуков. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребёнка от постоянных сильных воздействий, а при заболевании органов слуха своевременно лечить их и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Ребёнок овладевает речью по подражанию, поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т. д.), «сюсюкать». Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём. Не способствует развитию речи ребёнка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, не доступных для его понимания, сложных в звуковом отношении или по структуре. Если Ваш ребёнок искажённо произносит какие-либо звуки, слова, неправильно строит фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс ещё не закончен (например, в 2-3 года учить произносить шипящие, звук Р).

Некоторые нарушения речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд нарушений исправить легко, и доступно это даже родителям. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок нужно подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ, но уклоняться от ответов нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребёнок что-то сделает (поест, погуляет, выполнит задание и т. д.); взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами; получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносил звуки и слова, интересно рассказывал.